:

Леон Бакст — ровесник «Прекрасной эпохи»

28.04.2016 г.

Последние десятилетия XIX века и период до начала Первой мировой войны в Европе называют Belle Époque (Прекрасная эпоха). Одним из символов Belle Époque был художник, сценограф и декоратор Лев (известный во всем мире как Леон) Бакст. 

Будущий художник родился в Гродно 9 мая (27 апреля по старому стилю) 1866 года и в официальных бумагах был записан как Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Позже он взял псевдоним Бакст. В 1882 году Л. Бакст успешно выдержал вступительные экзамены в Петербургскую академию художеств и через год стал ее вольнослушателем. Четыре года обучения в Петербургской академии заложили прочный фундамент мастерства художника. Он получил основательные технические навыки в рисунке, перспективе и масляной живописи.
 
Весной 1890 года состоялось судьбоносное знакомство Л. Бакста с А. Бенуа, К. Сомовым, В. Нувелем и Д. Философовым – будущими создателями объединения «Мир искусства». Объединение «Мир искусства» возникло в России в 1898 году. Участников «Мира искусства» объединяло желание возродить на новой творческой основе традиции высокой художественности и утонченного профессионализма в книжной и станковой графике, сценографии, живописи, прикладных видах творчества. Л. Бакст принимал активное участие в деятельности объединения «Мир искусства» как руководитель художественного отдела одноименного журнала и как выдающийся сценограф «Русских сезонов» С. Дягилева. В движении «Мир искусства» прямо или косвенно принимали участие художники, родившиеся на белорусских и литовских землях – Д. Стеллецкий, Ф. Рущиц, Г. Бобровский, К. Стабровский, С. Жуковский, С. Сорин, М.К. Чюрлёнис. Духовная атмосфера «Мира искусства», его выставочная, просветительская, издательская деятельность оставили глубокий след не только в российской, но и в мировой культуре.
 
Л. Бакст получил мировую известность прежде всего как театральный художник. Слава пришла к нему в 1909 году с созданием декораций и костюмов для «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже. Параллельно художник оформлял спектакли в ведущих парижских театрах, сотрудничал с театрами Лондона, Брюсселя, Рима, Нью-Йорка. После балетов «Шехерезада» и «Жар-птица» (1910 г.) в постановке хореографа М. Фокина на сцене Гранд-опера «Париж был опьянен Бакстом». Успех этих постановок положил начало новому направлению экспозиционной деятельности – показу на выставках эскизов костюмов и декораций как самостоятельных художественных произведений.
 
Л. Бакст получил широкое признание и как художник моды. Возвращаясь в конце весны 1924 года из США в Париж, он планировал дальнейшую экспансию в мир моды, открытие собственного Дома мод, но преждевременная смерть художника 27 декабря 1924 года оборвала все планы.
 
На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение включить 150-летие со дня рождения Льва Бакста в список памятных дат, отмечаемых с участием этой международной организации. В 2016 году по инициативе и при финансовой поддержке ОАО «Белгазпромбанк» осуществляется международный проект «Время и творчество Льва Бакста» с участием Национального художественного музея Республики Беларусь, Латвийского национального художественного музея, Художественного музея Литвы, Литовской национальной библиотеки имени Мартинаса Мажвидаса, Литовского музея театра, музыки и кино и московской галереи Н. Курниковой «Наши художники».
 
Выставка в Вильнюсской картинной галерее является одним из этапов этого международного проекта, который включает также экспозиции, посвященные творчеству Л. Бакста, в Минске, Риге и на родине художника – в Гродно. Эта выставка дополнена несколькими картинами Л. Бакста из частных собраний Андрея Балыко и Александра Васильева. В ней также представлены работы из частных коллекций Роландаса Валюнаса и Марюса Янкаускаса.

Владимир Счастный
 
 

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти